top of page

Неаполь. Археологический музей (Греко-римские скульптуры. Зал Меридиана)

Подплывая к берегам Неаполя, удалось запечатлеть картину удивительной красоты – рассвет над Везувием. Картина была необыкновенно захватывающей – над Везувием поднималось густое непроницаемое облако, которое становилось все более и более зловещим, а огромный вулкан, вызывал невольный трепет и страх, напоминая о гибели Помпеи.

С первыми лучами солнца гигантское облако покрылось бурыми пятнами и растеклось в разные стороны. Минут 20 мы наблюдали за борьбой тьмы и света, стараясь запечатлеть это природное явление. Картина – необыкновенно потрясающая.

Это был один из самых впечатляющих рассветов в моей жизни. Вроде бы никакой опасности не чувствовалось, но ощущение было очень сильное. Ученые говорят, что извержение Везувия может произойти в любой момент, и тогда Неаполь может не уцелеть. Спешите его увидеть!

«… в Неаполе плачут дважды. Один раз, когда приезжают, – от ужаса. Второй раз, когда уезжают, – от любви к нему». Так говорят герои итальянской кинокомедии Луки Миньеро «Добро пожаловать на юг». Мы посещали Неаполь много раз, а потому сегодня я могу с уверенностью сказать: «Неаполь, я тебя обожаю».

Благодаря своему географическому положению, Неаполь стал колыбелью уникального архитектурного стиля, впитав лучшие достижения различных школ. Вот и здание морского терминала, хоть и относится к памятникам итальянской фашистской архитектуры, выглядит монументально даже на фоне современных круизных лайнеров.

В этот раз мы запланировали познакомиться с шедеврами Национального археологического музея, а заодно и посмотреть неаполитанское метро, о красоте которого пишут во всех туристических путеводителях. От круизного терминала до станции метро «Municipio» нужно пересечь только Муниципальную площадь (Piazza del Municipio), которая реконструируется уже на протяжении многих лет. Дело в том, что при строительстве метрополитена на этом месте был обнаружен античный порт, на дне которого нашли аж три корабля, датируемые 1-ым веком нашей эры. Проект станции переделывали 25 раз. В итоге было принято решение – создать внутри метро музей.

Когда археологи закончат раскопки, от здания муниципалитета до круизного терминала будет построен широкий бульвар, а возле замка Кастель Нуово – археологический парк (фото из доступных источников интернета). Подземное пространство под бульваром будет освещаться естественным светом (полоса вдоль бульвара – это освещение).

В свое время правительство Неаполя решилось на эксперимент и отдало 10 станций метро лучшим свободным художникам. Результат превзошел все ожидания – метро стало самостоятельной достопримечательностью в Неаполе. Пишут, что особенно удалась станция «Toledo», оформленная в тематике воды и света с огромной морской бездной на потолке, которая возглавила рейтинг самых красивых станций в Европе (фото из интернета).

К сожалению, нам еще не удалось посмотреть самые красивые станции метро, но увиденные («Municipio» и «Museo»), особого впечатления не произвели. Интересен вход на станцию «Municipio» – обычный стеклянный павильон, но с лифтом.

Метро в Неаполе достаточно глубокое – метров 40 вниз (мы спускались на трех эскалаторах с двумя переходами между ними). В таком древнем городе по другому и быть не может – ведь чуть копнешь, сразу наткнешься на огромный пласт истории. Билет на метро стоит 1,50 евро (действителен в течении 90 минут). Можно купить также дневной билет за 3,50 евро.

Оформление платформ на станциях в отличие от вестибюлей выглядит, как говорится, «скромнее не придумаешь». На потолке просматриваются всяческие коммуникации.

Внутренний дизайн станции «Museo» говорит о том, что Национальный археологический музей расположен рядом. Внутри – все из стекла. Интересно продумано освещение – смотрится светло и симпатично. Стены украшены фотографиями скульптур из археологического музея, а вестибюль – копиями античных скульптур: «Геркулес Фарнезский» и «Лаокоон и его сыновья».

Археологический музей расположен в 100 метрах от выхода из станции метро «Museo». К сожалению, не удалось сфотографировать само здание музея. Его фасад был обнесен строительными лесами, но просматривался помпейский красный цвет и архитектурный стиль близкий к стилю окружающих зданий.

Музей, открытый в 1816 году королем Неаполя Фердинандом IV Бурбонским, получил название «Королевский музей Бурбонов», а в 1860 году, когда он перешел в собственность государства, то стал называться «Национальный археологический музей Неаполя». Сегодня в музее собрана богатейшая коллекция римской эпохи, которая считается одной из самых важных в мире.

Стоимость входного билета – 15 евро (до 18 лет – бесплатно), в первое воскресенье каждого месяца – свободный вход. Время осмотра экспонатов не ограничено, но учитывая, что выставочная площадь составляет 8550 кв. метров, то за один день вряд-ли удастся все посмотреть.

Центральную часть первого этажа, как правило, занимают выставки современных авторов. Мы не собирались тратить на них драгоценное круизное время, но привлекла внимание одна фотография.

Ее автором является 27-летний венгерский фотограф Бенсе Мате. Невидимый фотограф, а именно так его называют, любит снимать животных с близкого расстояния и делает при этом выдающиеся снимки. «У меня очень интересная работа: сначала находишь то, чего никто не снимал до тебя, а потом придумываешь способ снять это так, как никто не снимал до тебя!» – говорит Бенсе.

Парадная лестница в музее украшена скульптурой императора Фердинанда IV Бурбонского работы известного итальянского скульптора эпохи классицизма Антонио Канова. Самые известные работы Канова хранятся в парижском Лувре и Ватикане, но большая их часть – в петербургском Эрмитаже.

«Римская копия с греческого оригинала» – фраза всем знакомая, но спрашивается: «Куда делся оригинал и зачем делали копии?». Греция издревне считалась образцом и источником искусства. Римляне впервые познакомились с оригинальными произведениями греческих ваятелей в 3 веке до нашей эры, когда разграбили город Сиракузы на острове Сицилия, и, восхищаясь греческими произведениями искусства, стали их копировать. Ведь иметь хотя бы копию греческой скульптуры считалось для владельца дворца показателем его культуры и статуса.

Греки были отличными мастерами литейного дела и создавали скульптуры из бронзы, а в Риме так не умели, поэтому делали копии из мрамора. Могла ли сохраниться в бесконечных войнах бронзовая античная скульптура греческих мастеров, когда бронзу так легко переплавить в оружие? Только чудом. Поэтому греческие бронзовые оригиналы дошли до нас только в единичных экземплярах. К сожалению, копия есть копия, но безусловно нужно быть благодарным римским мастерам, которые донесли до нас это огромное греческое наследие. К примеру, скульптуры доблесных воинов Диоскуров в шапках-пилос, это римская копия 2 века нашей эры с греческого образца 5 века до нашей эры. Диоскуры, братья-близнецы Кастор и Полидевк, особым почитанием пользовались на своей родине Спарта, где их считали защитниками государства.

На мраморных фризах изображены воины во фригийских колпаках. Такую шапку в Греции и Риме носили обыкновенно ремесленники и другие свободные простолюдины, то есть рабы, получившие свободу, получали и право носить такой колпак. Во время Великой французской революции фригийский колпак послужил образцом для шапочки якобинцев.

Почти все главные экспонаты поступили в музей из раскопанных древних городов (Помпеи, Геркуланум и Стабии), которые 24 августа 79 года накрыла лава Везувия. Раскопки, начатые в 1741 году, перевернули представление о том, как жили люди в те времена.

О жизни политика-трибуна Марка Нониус Балбус может рассказать его конная статуя. Понятие «Балбус» являлось распространенным в римские времена и буквально означало «заикание». Возможно, Марк действительно заикался, но, скорее всего, это было прозвище, которое он просто унаследовал, так же, как римские императоры наследовали имя «Цезарь». Марк был человеком богатым и вложил много денег в строительство Геркуланума, но и о себе не забывал. Еще при жизни он приказал, чтобы его конную статую поместили в самом оживленном месте Геркуланума.

Видимо, Марка Нониус Балбус (фото справа) очень почитали в городе Геркуланум, так как было найдено как минимум 10 его статуй. Так что сегодня мы можем взглянуть на лицо (и не только) этого известного человека, сторонника и приближенного к импературу Октавиану Августу. Вероятно, в древности красивое тело было предметом почитания, а не стыда.

Мраморная статуя основателя Римской империи, императора Октавиана Августа в образе Юпитера Капитолийского найдена в Геркулануме и датируется серединой 1-го века (фото слева). Под предводительством Октавиана Августа римляне жили в течение 45 лет. Биография императора, полководца и реформатора насыщена интересными фактами, а личная жизнь полна перипетий.

С первого взгляда Октавиан Август влюбился в Ливию, жену Нерона Старшего, и развелся со своей второй женой Скрибонией в тот самый день, когда она родила ему дочь. У Ливии был сын Тиберий (фото справа), который благодаря второму замужеству своей матери, стал пасынком и наследником самого могущественного человека в Римской империи. Став императором, Тиберий, хоть и имел огромный военный опыт, однако, не смог расширить границы империи, хоть и был талантливым управленцем, но проявил полнейшее равнодушие к вверенному ему государству. В конце концов, он покинул Рим и провел последние годы своей жизни на острове Капри.

Бронзовые скульптуры императоров, датируемые первым веком нашей эры, найдены тоже на территории города Геркуланума. Скульптура слева – Ливия Друзилла, жена императора Августа и мать императора Тиберия. Скульптура справа – Агриппина Младшая, последняя жена императора Клавдия и мать императора Нерона. Пишут, что однажды Агриппина спросила у прорицателей о судьбе своего сына и те ответили, что он будет царствовать, но убьет свою мать, на что она ответила «Пусть убьет, лишь бы царствовал».

Внутренние дворики с садами Фонтанов и Камелий, к сожалению, были на реконструкции.

В одной из галерей хранятся скульптуры, предназначенные для выездных выставок в другие музеи. Так, в апреле 2019 года в «Эрмитаже» Санкт-Петербурга была представлена выставка «Боги, люди, герои», где демонстрировались шедевры из Национального археологического музея Неаполя, а чуть раньше в Неаполе – коллекция итальянского скульптора Антонио Кановы из «Эрмитажа», поскольку музей Санкт-Петербурга обладает лучшей в мире коллекцией его работ.

Среди этих скульптур привлекла внимание очередная скульптура Марка Нониус Балбус (фото справа). Видимо, он стал единственным человеком из древности, на которого нашлось так много информации с доказательствами благ и почестей его жизни.

​​Скульптуры Марка Олкония Руфа (фото слева) и Ливии Августа (фото справа) побывали на выставке в «Эрмитаже». Марк Олконий Руф, представитель одной из влиятельных помпейских семей эпохи императора Августа, известен тем, что провел на свои средства масштабную реставрацию Большого театра в Помпеи, за что удостоился почетных статуй и бизеллиума (именной особой скамьи) в здании театра.

Скульптура с рогом изобилия, олецетворяет Ливию Августа, жену императора Августа и мать императора Тиберия. Эта скульптура подвергалась аж двум реставрациям. Нашли ее в Помпеи в 1818 году без головы, правой руки, пальцев левой руки и без части рога изобилия, остальные недостающее фрагменты от рога изобилия и левой руки откопали только через два года.

Центральный зал дворца-музея называется Зал Меридиана или Зал Солнечных часов. Сегодня он используется для выставок экспозиций из других музеев. Именно здесь были представлены шедевры знаменитого итальянского скульптора Антонио Канова, привезенные из «Эрмитажа».

По диагонали Зал Меридиана пересекает, так называемая, «меридианная дорожка» с изображением знаков зодиака. В полдень, когда солнечный луч проникает через специальное отверстие, он попадает на линию меридиана в определенный знак зодиака.

Интерьер Зала Меридиана оформлен в изысканном стиле. Все вокруг прославляет и возвеличивает основателей «Королевского музея Бурбонов» – Фердинанда IV и его жену Марию Каролину Австрийскую.

Если верить историкам, то трудно было представить более неподходящую пару: Фердинанд – апатичный, безалаберный, беспечный раб собственных страстей, и Мария Каролина, отличавшаяся своеволием, кипучей энергией и убежденностью, что она рождена, чтобы править.

Однако, именно при поддержке Фердинанда IV была создана Палермская астрономическая обсерватория, где был открыт первый астероид Церера. При нем королевский двор в Неаполе стал одним из центров европейской культуры и просвещения. Им был основан Королевский музей Бурбонов. Он учредил Консультативный совет по вопросам древностей и изящных искусств, чья деятельность была направлена на охрану памятников античной и средневековой культуры на территории государства. «Предметы искусства томятся, если они не выставлены для общественности», говорил Фердинанд IV. Возможно, все это создавалось по инициативе его жены Марии Каролины Австрийской.

Тем не менее, именно эта меценатская деятельность царствующих супругов прославляется на потолочной фреске, созданной неаполитанским художником Пьетро Барделлино, мастером по оформлению интерьеров великих дворцов Неаполя в 18 веке.

В центре Зала Меридиана возвышается скульптура бронзовой лошади, датируемая 1 веком нашей эры. Несколько бронзовых фрагментов из квадриги (античной двухколесная колесницы с четырьмя запряженными конями) были найдены в Геркулануме в 1739 году и доставлены в Королевский дворец Неаполя. Некоторые фрагменты ушли на переплавку для создания двух барельефных бюстов королевской четы, а остальные остались храниться в подвале королевского дворца.

Впоследствии директор Неаполитанского музея предложил из сохранившихся бронзовых фрагментов квадриги воссоздать лошадь, которую затем и поместили в Зал Меридиана.

Мраморная скульптура Атланта, датируемая 1 веком нашей эры, первоначально находилась в библиотеке императорского форума Траяна в Риме, а после приобретения семьей Фарнезе в 1800 году, поступила в музей. Атлант – персонаж древнегреческой мифологии, известный тем, что на своих могучих плечах держал небесный свод. Столь тяжкое наказание было возложено на него за то, что он участвовал в битве богов с титанами, желая свергнуть богов. Чувствуется, как Атлант сгибается под тяжестью, мышцы его тела напряжены, выражение лица говорит о страдании.

Стены зала Меридиана украшены 18 картинами, иллюстрирующими подвиги Алессандро Фарнезе, испанского полководца и наместника Нидерландов (с 1578 года), который подвел черту под Нидерландской революцией на территории нынешней Бельгии. В 1586 году он стал герцогом Пармы и Пьяченцы, но в Италию так и не вернулся. Успех его военных действий позволил Габсбургам удерживать фламандские провинции вплоть до конца 18 века.

Картины написаны художниками Джованни Евангелиста Драги и Доменико Пиола – ведущими художниками в оформлении церквей и дворцов в Генуе во второй половине 17 века.

Национальный археологический музей Неаполя имеет такое громадье предметов искусства, что поместить их в один, два или даже три поста просто немыслимо, а потому о Секретной комнате музея, которую будет полезно посмотреть тем, кто стонет о падении нравов в современном мире, я расскажу в следующем посте.

Читайте также:

bottom of page