top of page

Старая крепость на острове Корфу

Старая крепость или Палео Фрурио (Paleo Fryrio) на острове Корфу – это уникальный архитектурный и исторический памятник, один из немногих, уцелевших со времен Византийской империи. Правда, от византийцев остался сегодня лишь фундамент крепости.

Старая крепость укреплялась и достраивалась по указанию многих правителей, которым в разные века принадлежал остров Корфу. Основную лепту в ее строительство внесли венецианцы. При них были созданы три линии защиты, внешние стены стали абсолютно неприступными, а на территорию крепости можно было попасть только по подъемному мосту.

С 1815 по 1864 годы, когда Корфу стал протекторатом Великобритании, подъемный мост был заменен на более крепкую конструкцию, построились новые казармы, лазарет для пленных, больница для британских военных, церковь, склады и другие хозяйственные сооружения.

Канал Contra-Fossa был создан венецианцами в 1550-1559 годах. С тех пор утес со Старой крепостью, отделенный каналом от города, превратился в остров.

В 18-19 веках Старая крепость, как и весь остров Корфу, много раз переходили из рук в руки. Сначала здесь хозяйничали французы-республиканцы, которых в 1799 году выбила русско-турецкая эскадра, возглавляемая адмиралом Ушаковым (к слову сказать, Ушаков одержал победы в 43 морских сражениях и не проиграл ни одного, ни один его подчиненный не попал в плен и ни один корабль не был потерян в боях). В 1807 году на Корфу вновь вернулись французы, но уже в 1814 году их место заняли англичане, которые управляли островом вплоть до вхождения всех Ионических островов в состав Греции в 1864 году. Так что сегодня в Старой крепости можно увидеть и древние развалины, и постройки разных периодов времени и разного происхождения.

В помещениях центральных ворот крепости расположен небольшой музей, в котором выставлены мозаики византийской эпохи, ранее украшавшие христианскую церковь в древнем городе Палеополис, а также восстановленные фрагменты фресок 11 века из церкви Святого Николая Чудотворца, руины которой остались близ поселка Като Коракьяна.

Фрагмент мраморной иконы «Богородица Дексиократуса» датируется 1435 годом. Богородица Дексиократуса (Правосторонняя) – давний византийский иконографический тип изображения Богородицы с младенцем не на левой, как обычно, а на правой руке.

В здании бывшей казармы, построенной англичанами, сегодня располагаются архив префектуры Корфу и публичная библиотека.

Мраморные барельефы, плод трудов древних камнерезов венецианской эпохи, выставлены в арочных нишах музея под открытым небом.

Лев святого Марка являлся гербовым животным и геральдическим символом Венецианской республики, а также ее военного и торгового флотов. В настоящее время его по-прежнему можно увидеть на гербах Венеции и военно-морских сил Италии.

На вершине Старой крепости воздвигнут огромный крест в честь Святого Спиридона. Именно в этом месте в 1716 году, по рассказам солдат Османской империи, появился в сопровождении Небесного воинства монах с факелом и с гневом начал гнать их прочь. Местные жители опознали в образе монахе своего спасителя – Святого Спиридона, и с тех пор ежегодно отмечают это чудо особым трехдневным празднованием (11 августа).

Самым грандиозным сооружением, которое было построено в Старой крепости в период британского правления, является церковь Святого Георгия, покровителя воинов. Англиканская церковь предназначалась для британских военных.

Здание, построенное в неоклассическом стиле с дорическими колоннами у входа, больше напоминает древнегреческий храм. Британцы это сделали специально в противоположность византийскому стилю православных храмов Греции. После ухода британских военных с острова Корфу церковь Святого Георгия стала православным храмом.

Здание церкви серьезно пострадало в годы Второй мировой войны, но в 1956 году его полностью отреставрировали, и сейчас в нем расположен исторический музей. В музей перенесен старый каменный иконостас из церкви Святого Спиридона.

Первое, что вспоминается о Святом Георгии, это образ конного воина, побеждающего змия. Икона Георгия Победоносца выглядит именно так. В христианской традиции эта символика обрела высокий смысл, и рассказывает нам о триумфе веры.

Османская империя четыре раза (в 1537, 1571, 1573 и 1716 годах) пыталась установить свое владычество на острове Корфу, но Старая крепость стойко переносила их атаки. В 1799 году здесь разыгралось не менее эпическое сражение русско-турецкой эскадры под командованием адмирала Ушакова с французскими войсками, которые на тот момент являлись хозяевами острова.

Марианна Яхонтова в своей книге «Корабли идут на бастионы» так описывает события того времени. «...В белой дымке навстречу эскадре тихо плыл высокий, похожий на маяк утес. Скоро Ушаков убедился, что это не утес, а гора со множеством уступов. Перед взорами людей возникли могучие каменные пояса укреплений старой венецианской крепости, захваченной французами...».

«…Все время, пока эскадра двигалась мимо Корфу, взгляд Ушакова не отрывался от крепостных сооружений. «Крепкий орешек разгрызать надо», – подвел итог адмирал своим наблюдениям...».

«...Ушаков понимает, что с ходу атаковать Корфу нельзя: гарнизон сильный, припасов довольно, крепостные стены безупречны. Да и было это в практике военной крайне редко – брать крепость с моря. Он понимает необходимость блокады, которую можно осуществить, взяв предварительно другие острова. Двигаясь в сторону Корфу и непрерывно проводя разведку, Федор Федорович приходит к выводу, что острова взять можно, но тут же добавляет: "Кроме Корфу"...».

С моря Старую крепость прикрывал хорошо укрепленный остров Видо, на котором были расположены пять французских батарей. На подходах к Видо со стороны моря были установлены боновые заграждения с железными цепями. В гавани между Корфу и Видо стояли корабли.

Взять Старую крепость сходу не представлялось возможным, так как для этого нужны были значительные силы и специальная подготовка. Поэтому Ушаков принял решение организовать блокаду острова Корфу с целью подготовки к решающему штурму. При содействии местных жителей удалось построить осадные батареи. Корфиоты были готовы дать в распоряжение Ушакова 10-15 тысяч человек, но их пугало присутствие на эскадре турок, зверства которых им были хорошо известны. По этому поводу Ушаков с горечью писал императору Павлу I: «Если бы я имел со мною один только полк российского сухопутного войска для десанта, непременно надеялся бы я Корфу взять совокупно вместе с жителями, которые одной только милости просят, чтобы ничьих других войск, кроме наших, к тому не употреблять».

Штурм начался 18 февраля 1799 года с обстрела острова Видо. Вот как описывает этот момент участник событий Егор Метакса: «Беспрерывная, страшная стрельба и гром больших орудий приводили в трепет все окрестности. Видо, можно сказать, был весь взорван картечами, и не только окопы... не осталось дерева, которое не было бы повреждено сим ужасным железным градом. В одиннадцать часов пушки с батарей французских были сбиты, все люди, их защищавшие, погибли, прочие же, приведенные в страх, кидались из куста в куст, не зная, куда укрыться». Остров Видо был взят.


Взятие острова Видо, а также укреплений в Новой крепости решило участь острова Корфу. Командующий французским гарнизоном генерал Шабо, потеряв около 1000 человек и видя бесполезность дальнейшего сопротивления, направил Ушакову послание: «Господин адмирал! Мы полагаем, что бесполезно подвергать опасности жизнь нескольких сотен храбрых русских, турецких и французских солдат в борьбе за обладание Корфу. Вследствие этого мы предлагаем Вам перемирие на срок, который Вы найдете нужным для установления условий сдачи этой крепости». В Европе были весьма изумлены падением считавшейся неприступной крепости.

Великий русский полководец А.В. Суворов, узнав о победе при Корфу, воскликнул: «Великий Петр наш жив! Что он по разбитии в 1714 году шведского флота при Аландских островах произнес, а именно: «Природа произвела Россию только одну; она соперницы не имеет!» – то и теперь мы видим». Об этих событиях на Корфу, а также о победах российского флота на Средиземном море рассказывает также в своем фильме «Корабли штурмуют бастионы» Михаил Ромм.

С 2010 года большая часть Старой крепости открыта для посещения и только на верхнем уровне кирпичные здания, построенные в период британского правления, все еще остаются собственностью оборонного ведомства.

Абсолютно любому путешественнику сегодня разрешается забраться на вершину крепости для того, чтобы увидеть красивейшие пейзажи, которые окружают это сооружение. Особенно любит покорять неприступные стены молодежь. Их не пугают ни подземные ходы, ни каменные туннели. Холодно и страшно, но виток за витком – выше, выше, и вот уже под ногами шершавый бортик стены, отвесно уходящей вниз. Ура! Можно сделать селфи.

Глядя на эту панораму, можно реально представить, что происходило здесь 18 февраля 1799 года. О чем думал и что чувствовал после победы Ушаков, готовивший этот штурм около четырех месяцев? Может, о том, что теперь, после освобождения всех Ионических островов и последнего из них, главного – Корфу, планам Наполеона, рвавшегося на Восток, пришел конец? Ведь именно успешные военные действия Наполеона на Средиземноморье заставили объединиться недавних врагов – Россию и Турцию, а также примкнуть к этому союзу Англию.

Сегодня из раскрытых настежь окон бывшего британского госпиталя можно услышать звуки флейты и ксилофона. Музыкальному факультету Ионической академии тоже удалось взять крепость.

Каждый уважающий себя турист должен обязательно побывать в Старой крепости. Она, как видите, довольно интересная и с весьма непростой историей. Вход платный – 6 евро.

Есть еще одно замечательное место на острове Корфу. Это популярный курорт Палеокастрица, который славится умопомрачительными пляжами в уютных бухтах, горными тропинками и узкими автодорогами, скрывающимися в тени густых деревьев (фото от моей приятельницы Аллы).

Волны Адриатического моря славно потрудились в Палеокастрице над созданием гротов, пещер и уединенных пляжей. Обрывистые скалы, нависающие над берегом, выглядят совершенно неприступными на фоне непередаваемых бирюзово-лазурных оттенков.

Жемчужиной среди архитектурных творений на Корфу смотрится дворец, возведенный в 1890 году для герцогини Елизаветы Баварской, австрийской императрицы, супруги императора Франца Иосифа I (более известной нам под именем принцессы Сисси). Позже дворец был выкуплен кайзером Германии Вильгельмом II.

Сад дворца украшен статуями Ахиллеса, одна из который подарена кайзером Вильгельмом II.

Магия природных ландшафтов Корфу вызывает желание вернуться. Даже наш круизный лайнер, прежде чем покинуть остров, совершил турне по проливу Керкира вдоль побережья Корфу и Саранды – города-курорта Албанской Ривьеры. «Остров вечных возвращений», говорят о Корфу.


Теги:

Читайте также:

bottom of page