top of page

Вилла «Сан-Микеле» на острове Капри

На острове Капри все чудесно, но есть одно удивительное место, заслуживающее особого внимания. Это вилла «Сан-Микеле», в которой переплелась история острова с историей жизни шведского врача и писателя Акселя Мунте. Вилла расположена в городе Анакапри недалеко от площади Vittoria, куда прибывают автобусы из Капри и Марина Гранде. Идти до нее, ориентируясь на указатели «Вилла Сан-Микеле», минут 10.

Узкая торговая улочка, ведущая к вилле «Сан-Микеле», постепенно становится немноголюдной, и только птицы, поющие на верхушках деревьев, нарушают тишину. Немногие туристы заходят в музей Акселя Мунте, поэтому можно в полном уединении посмотреть апартаменты виллы, а затем побродить по тенистым аллеям и галереям сада, наслаждаясь тишиной и прохладой.

Аксель Мунте прибыл на Капри впервые в возрасте 19 лет и был покорен этим островом. Строительство виллы на острове стало его мечтой. Мунте выкупил землю на месте руин древнеримской виллы и остатков небольшой капеллы, посвященной святому архангелу Михаилу, и в честь него назвал свою виллу «Сан-Микеле». Строил по своему проекту, взяв за образец античные виллы римского императора Тиберия. Строил долго, и к концу строительства Мунте было уже около 90 лет. Прожил на вилле он не долго, так как вскоре ослеп и переехал на историческую родину, где получив приглашение от короля Швеции, проживал до конца своих дней в королевском дворце Стокгольма. В 1948 году Аксель Мунте завещал свое детище шведскому государству, и сегодня вилла «Сан-Микеле» – кусочек Швеции на острове Капри.

Неудивительно, что на празднование 100-летия виллы «Сан-Микеле» в 1997 году приехал сам король Швеции Карл XVI Густав с женой, королевой Сильвией. Откуда деньги брались на строительство виллы? Аксель Мунте был известным и, как он сам говорил, «модным доктором». Слава врача присылала к нему богатых пациентов, в том числе и королевских особ, а вместе с ними и щедрые гонорары. Мунте не гнушался такими деньгами, ведь всех бедных пациентов на Капри он лечил совершенно бесплатно.

Вход на виллу украшен копиями римских мозаик из Дома Фавна в Помпеях. Изображение собаки у входа в дом служило для них чем-то вроде охранного талисмана. Кто знает, может, изображая собаку на входе, жители Помпеи надеялись, что она защитит их от бед и невзгод внешнего мира и сохранит мир и спокойствие в доме? Жаль, что прекрасные мозаики в конечном счете не выполнили этого предназначения. Мозаика с изображением скелетика может показаться мрачным пророчеством, но в действительности жители Помпеи вовсе не склонны были впадать в тоску и уныние. Жизнерадостный скелет с двумя кув­ши­нами вина призывает: «Будь весел, наслаждайся жизнью». Оригиналы мозаик сегодня хранятся в археологическом музее Неаполя.

Детали интерьера на вилле различаются возрастом и происхождением. Так, тяжелая ренессансная мебель для столовой изготовлена в Болоньи, а комод с инкрустацией датируется 15 веком.

Итальянские синие кувшины относятся к 18 веку.

В интерьерах виллы и в саду вокруг нее очень много подлинных античных экспонатов, найденных в развалинах виллы Damecuta, принадлежавшей некогда римскому императору Тиберию. Именно этот император известен своим изречением: «В свободном государстве должны быть свободны и мысль, и язык». Прошло более 2000 лет, а слова его все еще так актуальны.

Небольшой внутренний дворик, который составляет центральную часть жилого дома, украшен античными скульптурами с виллы Damecuta императора Тиберия. Мраморным лавочкам, подлокотники которых оформлены в виде львов, – две с лишним тысячи лет.

Лестница из внутреннего дворика ведет в лоджию. Здесь находится бронзовая копия женской фигуры, украшавшей когда-то разрушенный Везувием город Геркуланум.

Аксель Мунте слыл стильным человеком с тонким вкусом. Его спальня, разделенная центральной колонной и украшенная скульптурой бога Аполлона, также подчеркнуто стильная. Сицилийская кровать сделана в 15 веке из кованого железа.

На колонне не случайно установлена бронзовая голова бога сна и сновидений Гипноса. По рассказам современников, сила оптимизма доктора Мунте граничила с гипнозом. Именно эта его сила помогла выжить многим после страшного землетрясения в сицилийском городе Мессина и во время эпидемии холеры в Неаполе.

Возможно, за этим письменным столом были написаны Акселем Мунте многие страницы книги «Легенды о Сан Микеле», которую он посвятил своей белоснежной вилле, о которой он долго мечтал и в которую вложил свою душу и любовь.

Венецианский салон обставлен мебелью в стиле рококо, изготовленной в 18 веке.

Голова Медузы Горгоны – копия греческого оригинала, датированного 307 годом. Взгляд этого чудовища с женским лицом и змеями вместо волос обращал человека в камень.

Двуликий бог Янус изображался в римской мифологии всегда с двумя лицами, как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны. Одно лицо принадлежало молодой женщине, а другое старику, как бы говоря: «Я вижу прошлое и будущее». В честь бога Януса назван первый месяц года юлианского календаря, январь. Именно в храм Януса люди несли дары, дабы начинающийся год был успешным и богатым. Когда Петр Великий повелел изменить русский календарь и перенес празднование Нового года на первое января, недовольство бояр было спровоцировано тем, что праздник символизировал торжество в честь языческого божества Януса.

Пожалуй, самой привлекательной частью дома являются галереи и лоджии, где Аксель Мунте создал настоящий археологический музей. Фрагмент скульптуры Марса с мантией на спине – часть саркофага, датируемого 100-ым годом после рождения Христа.

Сад фонтанов украшает бронзовая копия скульптурной композиции «Мальчик с дельфином». Оригинал был создан для фонтана виллы Медичи итальянским скульптором и живописцем эпохи Возрождения, одним из учителей Леонардо да Винчи, Андреа дель Верроккьо и хранится сегодня во дворце Палаццо Веккьо на площади Синьории во Флоренции.

Белая вилла, соединенная с кипарисовыми аллеями и белыми колоннадами лоджий, украшенных мраморными скульптурами богов и императоров, производит сильное впечатление не только своей неповторимой архитектурой, месторасположением на крутом утесе, парком, живописными видами с террас, но и собранными Мунте древними артефактами.

Аксель Мунте был доверенным лицом и лечащим врачом шведской королевы Виктории, которая проводила с ним много времени на Капри. Их связывали очень близкие отношения, длившиеся 37 лет вплоть до кончины Виктории. Именно она гуляла с ним по большой галерее, украшенной скульптурами легко и ненавязчиво. Видео галереи можно посмотреть здесь.


Прекрасной работой является мраморный стол, который опирается на древние колонны. Столешница сделана из мозаики косматеско. Слово «косматеско» происходит от фамилии семьи мраморщиков Космати (Cosmati), представители которой работали в Риме и окрестностях в 12-13 веках. Ранне столешница украшала монастырский алтарь. Мунт нашел ее в деревне около Палермо, где она использовась как стиральная доска.

Сложно оторвать взгляд от пола, сложенного из кусочков мрамора, инкрустированного красным порфиром, зеленым серпентином и золотом смальты. Контраст темных и светлых тонов создает эффект «живых» дорожек, расцвечивающих все пространство скульптурной галереи.

Скульптурная галерея переходит в террасу с белыми колоннами, ту самую, которую Мунте представлял в виде воздушной перголы, увитой глицинией. Пергола действительно поразительна. В окружении 37 белых колонн, ее длина визуально не определяется и кажется, что она бесконечна.

Первое, что сделал Мунте, когда начал строить виллу, он разбил сад. Раньше на этом месте были виноградники. Их частично сохранили, а также устроили огород, чтобы были необходимые овощи к столу. Но главное, что Мунте тщательно планировал, – это парк, построенный в нескольких уровнях с панорамной лоджией, увитой цветами. Среди этой зелени впоследствии установили памятник вдохновителю и хозяину виллы Акселю Мунте.

«Мой дом будет открыт для солнца, и ветра, и голоса моря – как греческий храм – и свет, свет, свет везде!», – писал в своей книге Аксель Мунте.

Панорамные виды, которые открываются с воздушной перголы, считаются одними из самых великолепных в мире. В таком месте начинаешь ощущать ту страсть Мунте, которую он вложил в строительство своей виллы. Если бы у меня были миллионы евро, я бы тоже помечтала... Но так как миллионов у меня нет и никогда не будет, остается, воспользовавшись моментом, повосхищаться видами на Капри, Соррентийский полуостров и вулкан Везувий.

Пергола заканчивается лоджией, на которой когда-то отдыхала шведская королева Виктория.

Террасу-лоджию украшает этрусский сфинкс на высо­ких лапах с изги­баю­щи­ми­ся крыльями. Сфинкс – существо с головой и грудью женщины несет в себе определяющее женское начало. Этруски считали, что душа умершего мужчины превращается в женщину, причем превращение начинается с головы – важнейшей сущностной части человека.

В саду сохранилось небольшое археологическое помещение, на стенах которого выставлены фрагменты древних плит, найденных при строительстве виллы. В своей книге Мунте предположил, что находки имеют отношение к римским сооружениям.

Главное место в саду занимает часовня Архангела Михаила, белокаменные стены которой, возвышающиеся на высокой скале над морем, так впечатлили молодого доктора в 1876 году, что годы напролет он мечтал поселиться в доме рядом и создать идиллическое пространство для души и тела. Сегодня в часовне проводится ежегодный фестиваль «Концерты на закате».

Выставочный павильон, посвященный фауне Капри, построен на склоне горы Монте Соларо. «Птицы! Птицы! Насколько счастливее была бы моя жизнь на этом прекрасном острове, если бы я меньше любил их», – писал Аксель Мунте. Гора Монте Соларо являлась важной остановкой на миграционном пути многих видов птиц, которые каждый год отправлялись из Европы зимовать в Африку. Они не ведали, что здесь их ждали птицеловы. Сети были натянуты по всему склону горы вплоть до виллы Сан-Микеле. Пойманная добыча отправлялась на потребу гурманам, в рестораны. Битва Акселя Мунте за птиц с собственником горы успеха не принесла. С отчаяния доктор стрелял из старинной английской пушки каждые пять минут с полуночи до восхода солнца в надежде отпугнуть птиц от роковой горы. За это хозяин горы подал на доктора в суд и выиграл. Тогда Мунте продал часть своей античной коллекции и выкупил склон горы. Ему даже удалось убедить Бенито Муссолини закрыть охотникам доступ на Капри. С тех пор, по рассказам жителей острова, птицы на вилле Сан-Микеле поют особенно громко.

Птица с широкой черная «маской» на голове вдоль глаз – это пустынный сорокопут. Несмотря на певучесть и скромные размеры, сорокопуты – истинные хищники. Они питаются не только жуками, бабочками, пауками, гусеницами и другими насекомыми, но даже и грызунами мелких размеров, лягушками, ящерицами и маленькими птичками.

Птица с очень красивым оперением желтого цвета, с черными крыльями и хвостом – это обыкновенная иволга. Хорошо узнаваемая по большому хохолку и длинному клюву птица, – удод.

Шикарная галерея с витыми колоннами ведет к самому значимому месту на вилле «Сан-Микеле».

Многие экспонаты на вилле овеяны легендами, но всех превзошел египетский сфинкс из розового мрамора. Он, как главный хранитель этих мест, окидывает своим зорким взглядом все побережье. «А здесь, где мы стоим, где у наших ног прекрасный остров встает из моря, точно сфинкс, здесь должен лежать гранитный сфинкс из страны фараонов», – писал Аксель Мунте.

Лицо сфинкса повернуто в сторону моря и видеть его могут лишь птицы, парящие над морем. Но не думаю, что те, кто добрался сюда, об этом жалеют. Ведь с этого места открывается такая чудесная панорама. «У наших ног лежал Неаполитанский залив, обрамленный Искьей, Прочидой, заросшим линиями Позилиппо, белой полоской сверкал Неаполь, над Везувием клубился розоватый дым, долина Сорренто укрывалась под защитой горы Сант-Анджело, а вдали виднелись еще покрытые снегами Апеннины...» (Аксель Мунте). А воздух – воздух просто напоен смолистым сосновым запахом. Никто не знает, откуда сфинкс взялся, как Аксель Мунте его заполучил. Но нам это и не интересно. Мы лучше вместе со сфинксом поразмышляем о жизненной суете, краткости жизни и тайнах Капри. Сфинксу, кстати, 3200 лет.

На террасе в нише установлена скульптура Архангела Михаила.

«В таком месте жить и умереть – если только смерть может победить вечную радость такой жизни! Какая дерзкая мечта заставила забиться мое сердце...», – писал Аксель Мунте.

Внизу вдоль горы Монте Соларо проложена дорога из Капри в Анакапри, а справа виднеется Финикийская лестница из 921 ступеньки, которые высечены отвесно прямо в скалах. В давние времена Финикийская лестница служила единственной дорогой из Капри в Анакапри. По мнению археологов, Финикийская лестница была вырезана в скале примерно в 7-6 веках до н.э. Женщины спускались по лестнице в порт, неся на своей голове тяжелые тюки с товаром на продажу, и возвращались по ней же с провизией для семьи.

Пышный сад сочетает многообразие средиземноморской растительности. Архитектура, скульптура и природа сливаются здесь в единое целое и завораживают своей красотой. «Я хочу, чтобы колонны из бесценного мрамора поддерживали лоджии и арки, чтобы мой сад был полон прекрасных обломков ушедших веков...».

«Почему я не могу купить дом..., соединить дом и часовню виноградными лозами и кипарисовыми аллеями с белыми колоннадами лоджий, украшенных мраморными скульптурами богов и императоров...» (Аксель Мунте).

Всемирную популярность Акселю Мунте принесла его книга-автобиография «Легенда о Сан Микеле», в которой он очень подробно описал значительный период своей жизни, связанный с постройкой виллы. Благодаря этой книге имя Акселя Мунте вошло в тройку самых читаемых писателей Швеции.

Книга вышла в свет в 1929 году и вскоре стала мировым бестселлером. Ее перевели более чем на 40 языков. Акселю Мунте в то время было 72 года. Для него книга была, скорее, необходимым дневником, и он искренне изумляся своей популярности. Секрет притягательности книги не разгадан до сих пор, но смысл, что жизнь, отданная людям, может привести к исполнению заветной мечты, заложен глубокий. «Чем скорее мы поймем, что нашу судьбу решаем мы сами, а не звезды, тем будет лучше для нас» (Аксель Мунте).

За мечту пришлось заплатить сполна. Видеть ее воплощенной доктору было суждено всего несколько лет. Но важнее был сам путь к этой мечте. «Мой бой проигран навсегда. Я изгнан из Сан-Микеле – творения всей моей жизни. Я строил его своими руками, камень за камнем, в поте лица, – я на коленях строил святилище солнцу, чтобы искать там свет и мудрость у лучезарного бога, которому я поклонялся всю жизнь. Много раз мои глаза жгло, как огнем, но я не внял этому предупреждению, не захотел поверить, что не достоин жить там, что мое место в тени. Точно лошади, которые возвращаются в горящую конюшню, чтобы погибнуть в пламени, я каждое лето возвращался к ослепительному свету Сан-Микеле. Берегись света! Берегись света! Наконец я смирился со своей судьбой. Я слишком стар, чтобы бороться с богами. Я укрылся в старой башне, моем последнем оплоте». Такова история Акселя Мунте.

Прогулка по вилле Сан-Микеле и парку поистине незабываема. Рекомендую. Это единственная частная вилла на Капри, сохранившая свой первоначальный облик, которая открыта для посетителей ежедневно, с 9 до 15:30, вход платный – 8 евро.

Теги:

Читайте также:

bottom of page