top of page

Дворец Борромео на Изола Белла

Дворец Борромео снаружи окружен прекрасным парком, а внутри поражает непревзойденной роскошью интерьеров и отделок. Трудно поверить, что остров Изола Белла был пустынной скалой до того, как графу Карло III Борромео в 1630 году пришла в голову идея превратить его в роскошный сад с террасами и подарить своей жене Изабелле д’Адда. Именно ей остров обязан названием Изола Белла. 400 лет понадобилось, чтобы полностью закончить его строительство. В итоге получилось некое подобие корабля с графским дворцом на носу и парком на его корме.

Сегодня Изола Белла считается главным украшением на Лаго-Маджоре. Побывать на острове стремится каждый истинный любитель Италии. Впрочем, равнодушным здесь не останется никто. Внешне дворец выглядит очень сдержанно и подчеркнуто просто – никаких излишних архитектурных украшений, только озеро, горы и цветущий сад живописно обрамляют резиденцию.

При входе во дворец сразу попадаем в Оружейный салон, как говорится: «Сначала посмотрите чем мы вооружены, а уж потом в гости заходите». У стен размещены щиты, шлемы и алебарды 17-18 веков, а перед камином с гербом семейства Борромео установлена ручная пушка (кулеврина).

Честно, я не ждала увидеть в княжеском дворце чего-либо особенного, но он оказался роскошным. Мрамор, лепнина, дорогие ткани и ценные породы дерева с избытком наполняют залы. Парадная лестница украшена массивными гербами и медальонами с портретами членов семьи Борромео и выходцев из благородных итальянских домов, породнившихся с этим семейством.

Гулять по красивым залам дворца, наполненным шедеврами искусства, – дело увлекательное. Мне лично было интересно все.

Вдоль стен Музыкальной гостиной расположены малоизвестные музыкальные инструменты: архилютня, монохорд, коленная виола и шикарный спинет.

Спинет относится к семейству клавесинов – инструментам далекого романтического прошлого. Чрезвычайно популярными они были в 18 веке, особенно для домашнего музицирования. Спинет более компактный, нежели обычный клавесин, и внешне немного похож на рояль. Самые ранние упоминания о нем фигурируют в «Декамероне» Джованни Боккаччо, вышедшем в 1354 году.

Стены Музыкальной гостиной украшены картинами итальянского художника эпохи Возрождения Франческо Бассано. К сожалению талантливый художник был склонен к ипохондрии и покончил жизнь самоубийством в возрасте 43 лет, выбросившись из окна.

Старушка в дырявых носках написана очень правдиво: особенно бросаются в глаза руки, познавшие тяжелую работу за долгие годы, и такой безрадостный взгляд...

Во дворце можно увидеть около 80 работ известного фламандского художника Питера Мулира Младшего, прозванного «Tempesta» (в переводе – шторм, буря). Живописец с исключительным мастерством изображал бушующее море, грозовое небо и ночные пейзажи.

В залах собрано большое количество секретеров работы неаполитанских мастеров. Поддерживаемые позолоченными фигурами и украшенные мозаикой из полудрагоценных камней – средневековые секретеры очень впечатляют.

Музыкальную гостиную еще называют «Залом Стрезской конференции». Именно здесь 11-14 апреля 1935 года проходила конференция «Фронт Стрезы» с участием британского премьер-министра Джеймса Макдональда, министра иностранных дел Франции Пьера Лаваля и итальянского лидера Бенито Муссолини. Конференция явилась следствием реакции Англии, Франции и Италии на восстановление Гитлером в Германии всеобщей воинской повинности, что являлось грубым нарушением Версальского мирного договора. Однако, «Фронт Стрезы» развалился уже в год его создания после подписания англо-германского морского соглашения и нападения Италии на Абиссинию (Эфиопию), которое было поддержано Гитлером.

«Галерея генерала Бертье» названа в честь французского генерала Луи Александра Бертье, получившего от Наполеона звание маршала. Во время войны между Российской и Французской империями в 1812 году Бертье участвовал во всех основных сражениях. Пожалуй, ни один из других маршалов Франции не был удостоен таких милостей, наград и отличий, какие Бертье получил от Наполеона. Однако, все это не помешало ему сразу же покинуть своего императора, как только фортуна отвернулась от того.

Коллекция из 130 картин итальянских художников собрана во дворце семейством Борромео и передается из поколения в поколение. Не так много картин знаменитых художников того времени, на некоторых, к сожалению, автор не указан, но каждую картину мне хотелось рассмотреть.

Картина «Святое семейство» написана итальянским художником Марко д'Оджоне, ближайшим учеником Леонардо да Винчи. Фигуру его можно увидеть у пьедестала памятника Леонардо да Винчи в Милане. Марко д’Оджоно был весьма плодовитым копиистом работ своего учителя.

Слева – картина «Успение» работы Джованни Баттиста Сальви, все творчество которого посвящено в основном образу Мадонны. Справа – «Портрет Рафаэля» работы итальянского художника-портретиста Бернардино деи Конте.

Потолок украшен символами семейства Борромео. Самый знаменитый символ – кольца Борромео, то есть зацепление, состоящее из трех топологических окружностей, которые сцеплены и образуют брунново зацепление. Понятие «Кольца Борромео» используется в математике, химии, квантовой физике, психоанализе и даже в религии и искусстве, чтобы показать силу единства.

Тронный зал, оформленный в стиле барокко, поражает роскошью и обилием золота.

В медальоне перед троном – портрет Карло IV Борромео-Арезе, вице-короля Неаполя. Именно при нем были созданы шикарные террасы в парке дворца.

Невероятно реалистичные скульптуры служат опорами для секретера. Создается впечатление, как будто человек нечаянно ударился о шкафчик головой.

Назначение мифических существ на потолке Тронного зала мне не совсем понятно.

Десять позолоченных медальонов дали название залу Медальонов. На них изображены самые значимые события из жизни Святого Карло Борромео. Да, в семействе Борромео были епископы и непростые, а причисленные к лику святых. Карло Борромео был человеком высочайшей нравственности и по-настоящему выдающимся пастырем, хотя он сделал церковную карьеру благодаря родственным связям по материнской линии с папой римским Пием IV. Кстати, у нас в Беларуси, в Пинске, есть костел Святого Карло Борромео.

Зал Медальонов использовался для банкетов во время важных приемов.

Зал Гранде высотой в 3 этажа построен в середине 20 века. Изначально он задумывался как торжественно-парадный вход во дворец, но так им и не стал. Прекрасный декор, шикарный потолок с девизом рода Борромео, да и цветовое решение зала очень удачное, но чувствуется, что он не обжит семьей и не несет в себе историю времен.

Центральное место в зале Гранде занимает макет острова Изола Белла.

Следующий зал, в котором в августе 1797 года останавливался император Наполеон Бонапарт, так и называется – Зал Наполеона. После победы в итальянской компании Наполеон со своей женой Жозефиной и свитой из 60 человек приехали на остров Изола-Белла. Об этом свидетельствует гравюра в зале возле зеркала. Вели гости, как и положено победителям: приказали перенести обед из зала дворца в сад, забавлялись с павлинами и даже убили одного, шумели, оставили после себя грязь и беспорядок. Хозяева были в шоке и очень радовались, что визит оказался кратковременным. Впредь, опасаясь подобных посетителей, граф Борромео попросил управляющего, чтобы тот убедил коронованных визитеров, снова собиравшихся прибыть на остров, что влажный воздух на Лаго-Маджоре неблагоприятен для здоровья.

В нише за кованой загородкой стоит кровать с балдахином из красного атласного шелка, расшитого серебряными нитями. Именно в этих покоях Наполеон с Жозефиной провели ночь.

Из окон зала Наполеона открывается чудесный вид на горы и Лаго-Маджоре.

Представленная библиотека выглядит скромно лишь потому, что книги сюда переносят на лето из основной библиотеки просто для антуража. В действительности, это лишь капля из собрания книг семейства Борромео. Книги привлекают своим почтенным возрастом. Среди них инкунабулы (книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года) и увесистые тома 16-18 веков. Представлены также старинный глобус, аркебуз и комплекты доспехов, один из которых детский, принадлежавший Джованни Бенедетто Борромео – первенцу Карла IV.

Зал Луки Джордано. Три его работы (Триумф Галатеи, Суд Париса и Похищение Европы) дали название залу. Неаполитанский художник 17 века Лука Джордано был необычайно плодовит, его картины занимают достойное место в экспозициях практически всех ведущих художественных музеев мира. Обладая незаурядным талантом и фантастическим трудолюбием, Лука Джордано не просто работал с утра до ночи, но не раз жертвовал качеством ради темпа исполнения заказов, за что и был прозван коллегами «Luca fa presto» («Лука скорый»). При этом он не стеснялся копировать свои картины, заимствовать у других удачные решения, небрежно рисовать детали.

Резная мебель из мореного дерева с позолотой, коллекция богемского хрусталя, старинные часы и фарфоровые светильники, словом, шедевры в зале Луки Джордано можно увидеть на каждом шагу. Венгерское седло 15 века – именно такие седла изготавливались для церемоний и парадных выездов рыцарского ордена.

Картина «Похищение Европы» именно тот случай, когда Лука Джордано создал картину не в единственном экземпляре (вторая хранится в Эрмитаже Санкт-Петербурга).

«Триумф Галатеи» также один из вариантов картин, в Эрмитаже аналогичная присутствует.

Картина «Суд Париса» тоже была создана Лукой Джордано в двух вариантах. Картины хранятся в Берлине и в Эрмитаже. Но во дворце Борромео, видимо, третья картина, так как она абсолютно отличается от первых двух, хотя и с тем же названием. На картинах, которые можно увидеть в Берлине и Эрмитаже, изображен Парис, который еще думает, кому из трех богинь присудить яблоко с надписью «Прекраснейшей». На картине, выставленной во дворце Борромео, Парис уже вручает яблоко Афродите.

Зал посвящен итальянскому художнику-пейзажисту Франческо Дзуккарелли, который мечтал в молодости писать исторические монументальные полотна, но якобы после посещения Изола Белла, Франческо понял, что его призвание – писать пейзажи. Никто иной как Ренато III Борромео смог разглядеть в нем того художника, который был бы способен украсить дворец идиллически-фантастическими изображениями. Так в собственности семейства Борромео оказалась большая коллекция работ Франческо Дзуккарелли.

Сюжеты пасторальных сценок у Франческо Дзуккарелли всегда идеалистичны по характеру, им присуще светлое и оптимистическое видение природы. Картины в таком необычном оформлении, особенно популярные в 18 веке в Венеции, называются ведутами. Занимательно, что во многие свои работы Дзуккарелли вставлял маленькое изображение тыквы в качестве своеобразной подписи-виньетки (его фамилия дословно переводится с итальянского – «маленькая тыква»).

Рабочий кабинет украшен пейзажными картинами, а также портретами Джильберто V Борромео и его супруги Элизабетты Кузани, которая была художницей. Ее кисти принадлежит замечательный холст – «Колыбель со спящим сыном Джильберто, охраняемая двумя собаками».

Портреты молодых Джильберто V Борромео и его жены Элизабетты Кузани.

Они же спустя много лет.

Роскошный бальный зал украшен мраморными скульптурами и 14 медальонами с изображениями представителей знатного аристократического семейства Борромео, потомки которого до сих пор играют важную роль в Милане и в окрестностях Лаго-Маджоре.

Одна из скульптур – это копия шедевра Джованни Лоренцо Бернини «Похищение Прозерпины».

​​Оригинал скульптурной группы «Похищение Прозерпины» хранится в галерее Боргезе (Рим). Джованни Лоренцо Бернини было 23 года, когда он создал этот шедевр. «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск…» – написал он. Фото этого шедевра я взяла из Википедии.

По лестнице, украшенной мраморными скульптурами, спускаемся в нижний холл.

В витринах выставлены уникальные куклы. В семействе Борромео очень любили давать кукольные представления для домашних и гостей.

Шесть гротов, украшенных природными материалами (черно-белыми камнями, галькой, туфовой крошкой, лепниной), построены в 1772 году. Строительство курировал Джильберто V Борромео. В гротах укрывались от летнего зноя и развлекали гостей водными играми.

Гроты расположены совсем близко к озерной воде и специально украшены ракушками, что по задумке архитекторов должно было создавать иллюзию морского дна.

Главный шедевр в гротах – мраморная фигура спящей Венеры.

В одном из гротов установлен макет замка Ла Рокка, которым когда-то владело семейство Борромео в городке Арона на озере Лаго-Маджоре. Именно в нем родился Карло Борромео. Замок был передан семейству во владение в 1439 году герцогом Милана Филиппо Мария Висконти. Однако, во времена правления Наполеона замок Ла Рокка был разрушен, и сегодня его территория превращена в общественный парк.

Раньше в этом гроте работал фонтан «Дельфин, разбрызгивающий воду», а сегодня выставлены конские сбруи, пышные попоны, принадлежавшие кардиналу Джильберто IV Борромео.

Кардинал Джильберто IV Борромео много сделал для процветания родного города Милана и особенно для Миланского собора (Duomo di Milano), в котором его потом и похоронили.

По винтовой лестнице поднимаемся в Салон Фресок.

Салон Фресок украшен скульптурами Марса и Меркурия, а также фамильными гербами.

На потолочной фреске изображена богиня Диана, наблюдающая за спящим Эндимионом.

В зал Маргариты Медичи внимание привлекает ее большой портрет с детьми. Маргарита Медичи была второй женой Джильберто II Борромео, родила ему троих детей, в том числе Карло Борромео, который стал епископом и был причислен к лику святых.

В галерее гобеленов помимо фламандских гобеленов, сотканных в Брюсселе в 1565 году, представлена коллекция фламандских шпалер 16 века, вышитых шелком и золотом. На уникальных гобеленах изображены фантастически страшные животные.

Конечно же, присутствует единорог (символ семейства Борромео), побеждающий своих врагов.

Мы вышли из дворца Борромео в полной уверенности, что все самое главное уже увидели, но попали в потрясающе красивый сад.

Живописные полотна, старинная мебель, роскошное убранство залов – даже не чувствуется, что это музей. Среди такой роскоши и красоты можно абсолютно комфортно жить.

Теги:

Читайте также:

bottom of page