top of page

Королевский дворец в Казерте

Королевский дворец в Казерте (Reggia di Caserta) - последний грандиозный дворцово-парковый ансамбль в истории Европы. Решение о его строительстве принял в 1750 году король Неаполя и Сицилии Карл VII Бурбон. Очень ему хотелось, чтобы новый дворец в Казерте превзошел Версаль и дворец в Мадриде.

По замыслу Карла VII планировалось также, что из Неаполя до Казерты будет проложен монументальный проспект протяженностью в 20 км, проходящий через дворец, в центре которого специально был сделан сквозной проход. Однако, реализовать этот грандиозный проект не удалось. Успели построить только участок от железнодорожной станции в Казерте до верхнего фонтана в парке.

Амбициозный план строительства самого большого дворца в Европе поручили претворить в жизнь придворному архитектору неаполитанских Бурбонов Луиджи Ванвителли, имя которого впоследствии было включено в «Список величайших архитекторов Европы». Внутри здания устроены четыре внутренних двора-площади, огромные и пустые. 1200 комнат, каждая из которых роскошно оформлена в модных стилях той эпохи, были построены для Карла VII Бурбона и последующих его приемников. Для сравнения, количество комнат в Королевском дворце Мадрида – 3500, в Версале – 2300, в Зимнем дворце Санкт-Петербурга – 1084, в Букингемском дворце – 775. Видимо, небольшие государства, как и люди, подвержены «синдрому Наполеона», и Королевский дворец в Казерте явное тому подтверждение. Тем не менее, из 1200 комнат дворца – 40 огромных залов полностью расписаны фресками, а в Версале таких залов только 22.

Строительство дворца планировали завершить через 10 лет, но в 1759 году Карл VII унаследовал испанский трон, а по условиям международных договоров не имели права королевства Неаполя, Сицилии и Испании объединяться в одно королевство. Пришлось Карлу VII отречься от престола Неаполя и Сицилии и стать королем Испании с новым именем – Карл III. Строительством дворца продолжали заниматься его преемники (Фердинанд IV, Иоахим Мюрат, Фердинанд II), но уже с меньшим энтузиазмом.

Карл VII из династии Бурбонов – король Неаполя Мария Амалия Саксонская – немецкая принцесса

и Сицилии, король Испании под именем Карл III из династии Веттинов, жена Карла VII,

королева Испании, Неаполя и Сицилии

Фердинанд IV из династии Бурбонов – король Неаполя и Сицилии, Мария Каролина Австрийская – королева

король Обеих Сицилий под именем Фердинанд I Обеих Сицилий, жена Фердинанда IV

Иоахим Мюрат – наполеоновский маршал, король Неаполя Каролина Бонапарт – жена Иоахима Мюрата, королева Неаполя, младшая из сестер Наполеона Бонапарта

Фердинанд II из династии Бурбонов – король Обеих Сицилий Мария Тереза Габсбург-Тешенская – королева-консорт Обеих Сицилий

В 1773 году умер главный архитектор Луиджи Ванвителли, и руководство строительством дворца перешло к его сыну, Карлу Ванвителли. Однако, к тому времени мода на «версали» в Европе прошла, а династию Бурбонов стали обвинять в расточительности колоссальных средств.

В 1780 году во дворце появились первые обитатели – младший сын Карла VII, король Фердинанд IV с супругой Марией Каролиной Австрийской, но строительство дворца еще продолжалось до 1845 года.

Именно Фердинанд IV при­нял реше­ние пере­вез­ти из Рима в Неаполь скульптуру Геркулеса Фарнезского, что вызвало серь­ез­ное недовольство у римлян, посколь­ку увидеть ее стремились все путе­ше­ст­вен­ни­ки, посе­щав­шие Рим. Тем не менее скульптура Геркулеса была вывезена. В настоящее время ее оригинал находится в Археологическом музее Неаполя, а в Королевском дворце Казерты представлена мраморная копия.

Скульптура Геркулеса Фарнезского – одна из наиболее знаменитых скульптур античности. Она была обнаружена в 1546 году в Риме в Термах Каракллы и составила часть коллекции классической скульптуры кардинала Алессандро Фарнезе, сына папы Павла III. Геркулес запечатлен после совершения самого трудного (двенадцатого) подвига – похищения яблок из садов Гесперид. Утомленный Геракл оперся на свою знаменитую палицу, поверх которой накинута шкура Немейского льва. В правой руке, отведенной за спину, он держит три яблока из садов Гесперид. От скульптуры Геркулеса начинается парадный вход во дворец.

Первое, что бросается в глаза при входе во дворец, – грандиозная лестница с богатой отделкой и два потрясающих мраморных льва с грустными глазами, символами разума и силы. Не зря этот вестибюль и его эффектная лестница увековечены в нескольких итальянских и голливудских фильмах, а также превращались в парижский дворец Людовика XVIII и Наполеона в фильме Сергея Бондарчука «Ватерлоо».

Стена парадного вестибюля украшена тремя аллегорическими статуями. Центральная фигура символизирует королевское величие, а фигуры по сторонам – достоинство и истину.

Над лестницей парит красивый купол, украшенный фреской неаполитанского художника Джироламо Стараче-Франкиса – главного декоратора в годы правления Фердинанда IV. Джироламо изобразил на фреске резиденцию Аполлона, а по сторонам поместил четыре медальона с аллегориями времен года. Возле купола когда-то располагались музыканты, звучала музыка, когда король встречал своих гостей.

Парадная лестница ведет на второй этаж во дворцовые залы. В бельэтаже дворца расположена Палатинская капелла, построенная по эскизам Луиджи Ванвителли и открытая на Рождество 1784 года. Моделью для Палатинской капеллы послужила Королевская капелла Версаля. Алтарь украшен полотном «Непорочное зачатие», созданным придворным художником Джузеппе Бонито. В 1943 году дворец в Казерте бомбили союзники, следы от тех бомб видны до сих пор на колоннах капеллы. «Непорочное зачатие» – единственное уцелевшее полотно из тех, что украшали капеллу.

Известно, что общей капитуляции Германии предшествовала серия частичных капитуляций крупнейших соединений, остававшихся у Третьего Рейха. Так, 29 апреля 1945 года в Королевском дворце Казерты после тайных переговоров (операция «Санрайз») между представителями США, Великобритании и Германии был подписан акт о капитуляции группы армий «C».

Осмотр залов в Королевском дворце устроен таким образом, что сначала нужно пройти через все залы с одной стороны, а затем вернуться по этим же залам, но с другой стороны, по центру ходить запрещено. Для посещения из 1200 залов открыта небольшая их часть. Осмотр начинается с помпезных и богато украшенных парадных залов, служащих как бы преддверием к Тронному залу. Каждый из этих залов имеет свое название. Первым на пути осмотра расположен «Зал алебардщиков», украшенный мебелью неаполитанского производства второй половины 18 века и мраморными бюстами королев.

Люстры в «Зале алебардщиков» изготовлены в 19 веке из позолоченной бронзы, а потолок украшен фреской итальянского художника Доменико Мондо, изображающей «Щит Дома Бурбонов в поддержке добродетелей». Подготовительный эскиз к этой росписи сегодня хранится в музее Лувра.

«Зал личной охраны» за его богатый лепной декор называют также «Залом лепнины».

В зале установлена скульптура испанского полководца Алессандро Фарнезе, герцога Пармского, в римских одеяниях, на голову которому богиня Виктория возлагает корону. Скульптура была создана в честь завоевания герцогом большей части Фландрии и восстановления там католицизма. Изначально она украшала Дворец Фарнезе в Риме, а в Казерту была привезена Елизаветой Фарнезе, матерью Карла VII Бурбона.

Стены «Зала личной охраны» украшены двенадцатью барельефами, изображающими эпизоды Второй Пунической войны между Римом и Карфагеном за гегемонию в Средиземноморье.

«Зал Александра», названный в честь Александра Македонского, во время французской оккупации использовался как тронный. В качестве тронов Иоахим Мюрат и его жена Каролина Бонапарт использовали кресла из позолоченного дерева с гобеленовым покрытием, привезенными из дворца французских королей Тюильри в центре Парижа. Столики украшены столешницами из красного французского мрамора.

«Зал Александра» украшен роскошной потолочной фреской «Свадьба Александра Великого и Роксаны» работы сицилийского художника Мариано Росси.

«Зал Марса» посвящен античному богу войны Марсу и использовался как зал ожидания для титулованных особ и высших военных чинов. Неоклассический декор зала прославляет военные французские доблести.

Монументальный кубок из агата и мрамора был подарен королю Фердинанду II за оказанное папе Пию IX Блаженному гостеприимства. Во время буржуазно-демократической революции 1848 года в Папской области папа Пий IX вынужден был бежать из Рима и жить в изгнании в Неаполе, периодически наведываясь в Казерту по приглашению короля.

«Зал Марса» – это первое из помещений, которое относится к апартаментам короля Неаполя Иоахима Мюрата, женатого на младшей сестре Наполеона – Каролине Бонапарт. После объединения Италии дворцом завладели герцоги Савойские, из династии которых произошел первый король объединенной Италии – Виктор Эммануил II, а в 1919 году дворец в Казерте стал музеем.

Потолок «Зала Марса» украшен картиной «Смерть Гектора и Триумф Ахилла».

«Зал Астреи» назван по имени богини справедливости, дочери Зевса и Фемиды. Этот зал предназначался для самых важных и привилегированных персон, послов и государственных секретарей.

Проект декора «Зала Астреи» сделан по заказу Иоахима Мюрата. Орнамент пола из каррарского мрамора выполнен в виде лабиринта.

Потолок украшен картиной «Триумф Астреи». Богиня Астрея изображена в окружении аллегорий истины и невинности, а также бегущих прочь «самоуправства, невежества и ошибки».

Самый большой зал, призванный возвеличить абсолютную власть монарха, – «Тронный зал». Стены украшены 28 пилястрами коринфского ордера с символами династии Бурбонов. Потолок украшен фреской «Закладка первого камня дворца 20 января 1752 года».

Позолота на потолке, стенах, барельефах, трон из позолоченного дерева – поистине королевский размах. В этом зале король принимал послов и официальные делегации, здесь проводил придворные балы.

Королевский трон выполнен из резного позолоченного дерева с подлокотниками в виде крылатых львов с сиренами, но на фоне гигантского зала он выглядит скромно.

Среди потолочных узоров выделяется герб Фердинанда II, а над ним символ Сицилии – Тринакрия (голова Медузы, окруженная тремя согнутыми бегущими ногами и тремя стеблями пшеницы).

За парадными залами расположены апартаменты Иоахима Мюрата. Правда, в Казерте Мюрат бывал редко, предпочитая в качестве резиденции королевский дворец в Портичи. В Королевском дворце Казерты сегодня представлены экспонаты, перевезенные из дворца в Портичи, после того, как здание было передано Неаполитанскому университету.

​​

Посетителей во дворце немного, красота неописуемая и фотографировать можно сколько хочешь – никто не запрещал, но… Я ходила по залам и думала, почему такой шикарный дворец выглядит таким запущенным. Возникало желание стереть пыль с этой красоты. Хотя, возможно, пыль веков кого-то она восхищает.

В одной из комнат можно посмотреть макет крепости-аттракциона с подъемным мостом. Такая крепость была построена в парке дворца для молодых царевичей, которые устраивали там настоящие баталии. В башне крепости находился механизм, который приводил в движение всю конструкцию.

Великолепные детские колыбельки – настоящие произведения искусства. Они не имеют никакого отношения к наследникам династии Бурбонов. Колыбели были переданы герцогами Савойскими во дворец Казерты уже после объединения Италии. В одной из этих кроваток когда-то сладко посапывал Виктор Эммануил III, внук первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II.

Так выглядел со стороны ж/д вокзала в Казерте Королевский дворец во времена Бурбонов. Ничего практически не изменилось, такую же пустынную площадь перед дворцом мы видим и сегодня.

В этой комнате останавливался Папа римский Пий IX, приезжая в Казерту из Неаполя. 24 ноября 1848 года папа Пий IX, переодетый, бежал ночью в карете графини Спаур из Рима на территорию Неаполитанского королевства. Именно из Неаполя он обратился к первому президенту Французской республики Шарль Луи Наполеону Бонапарту, Наполеону III, с мольбой об интервенции.

Кстати, Стивен Спилберг в 2017 году в этих апартаментах снял некоторые сцены для нового фильма «Похищение Эдгардо Мортара». Режиссеру необходимо было воссоздать атмосферу Ватикана времен папы Пия IX. Именно дворцовый комплекс Казерты показался наиболее отвечающим его намерениям.

В основе повествования фильма «Похищение Эдгардо Мортара» лежит реальная история католического священника еврейского происхождения, получившего известность тем, что в шестилетнем возрасте он был насильно отобран у родителей. Похищение произошло по приказу папы Пия IX, которому стало известно, что служанка семьи Мортара тайно крестила мальчика, пытаясь спасти его от болезни.

Спальня Иоахима Мюрата. Балдахин кровати поддерживают четыре позолоченные пики.

Портрет Мари-Жюли Клари с дочерьми Зенаидой и Шарлоттой – королевы-консорт Испании, жены старшего брата Наполеона Жозефа Бонапарта, написал французский художник-портретист европейской славы Жан-Батист Викар. С 1794 года Викар был членом комиссии, изымавшей художественные произведения, предназначенные для французских музеев. Все захваченные сокровища были помещены в Лувре, в то время носившем название Наполеоновского музея.

Красная гостиная Мюратов.

Во многих апартаментах дворца можно видеть ночные горшки из фарфора на шикарных подставках. Картина «La toilette intime» Франсуа Буше, любимого художника Людовика XV и его фаворитки маркизы де Помпадур, отражает интимную придворную жизнь. Франсуа Буше был средним живописцем, но все изменила маркиза де Помпадур. В отличие от Людовика, который был недалек, ленив и развратен, она была образованна, умна, но хорошим вкусом и чувством меры не отличалась. Сильнее шампанского, трюфелей и шоколада она любила только себя и хотела оставаться хотя бы на картинах ослепительно красивой, роскошной и молодой. Так, Франсуа Буше стал частым гостем в Версале и ему разрешили жить в Лувре. Правда, сегодня искусствоведы не очень высоко оценивают картины Франсуа Буше, признают его мастерство, но считают, что художественным вкусом часть картин не отличается.

Огромная ванная комната выполнена в стиле «рококо».

Спальня Франциска II, последнего обитателя Казерты из рода Бурбонов, – самая богато обставленная комната в этой части дворца. Воссоединение Италии в 1861 году положило конец королевской власти Франциска II, но во время своих скитаний по Европе он часто вспоминал былое величие и роскошь своего дворца в Казерте. Спальня оформлена в стиле ампир с шелковыми обоями, картинами, потолочными росписями, и обустроена роскошной мебелью из красного дерева с инкрустациями.

Шелк на стенах комнат, в которых жили Фердинанд IV и его жена Мария Каролина, был изготовлен на шелкопрядной фабрике в пригороде Казерты – Сан-Леучо. С этой фабрикой связан уникальный социальный эксперимент, затеянный Фердинандом IV. Будучи сторонником идей просвещения, король возжелал воплотить в жизнь принципы свободы, равенства и братства.

Создание своего утопического города-коммуны Фердинанд IV решил провести на шелкопрядной фабрике в Сан-Леучо, основав там «Королевское общество шелкопрядов». Все рабочие на фабрике получали достойное жалование, пенсию, у них было жилье, их дети ходили в школу. Все трудились совместно, доходы делились по справедливости. Конец эксперименту строительства «развитого социализма» положила война, начатая в Италии революционной Францией. Однако, шелкопрядное производств живо в Сан-Леучо по сей день, и обеспечивает своей продукцией элитных зарубежных клиентов из Букингемского дворца и Белого Дома.

Четыре зала, принадлежащие Фердинанду IV, названы по временам года и украшены фресками на соответствующие темы. Люстры, мебель, вазы, канделябры – все соответствует тому или иному сезону. Первый зал называется «Весна».

Зал «Лето».

Фарфоровые изделия изготовлены знаменитыми мастерами Каподимонте (Capodimonte). Фабрика Каподимонте была основана в 1743 году Карлом VII Бурбонским, королем Неаполя и обеих Сицилий. Его увлечение фарфором родилось, когда он женился на Марии Амалии Саксонской, внучке Августа Сильного Саксонского, который основал в 1710 году первую фабрику фарфора в Европе в городе Мейсен. К сожалению, в 1759 году завод в Каподимонте закрыли по приказу Карла VII, который уехал наследовать Испанский престол и увез с собой все материалы и печи для изготовления фарфора, а также всех мастеров.

Трон Неаполя перешел к его сыну Фердинанду I, который решил возобновить производство фарфора и открыл Королевскую фабрика Fernandea с товарным знаком в виде синей буквы «N» под короной. Работы мастеров Каподимонте сегодня славятся по всему миру и красуются на многих выставках, а в Королевском дворце Каподимонте располагается музей фарфора.

Зал «Осень» украшен люстрами из муранского стекла. Изделия необычайной красоты создаются на маленьком острове Мурано возле Венеции. Вазы, люстры, светильники и даже бижутерия из этого уникального материала выглядят, как музейные экспонаты.

Портрет австрийской эрцгерцогини из династии Габсбургов Марии Клементины – внучки Карла III.

Зал «Зима».

Небольшие комнаты, оформленные с барочном стиле.

Палатинская библиотека создана в 1768 году по воле Марии Каролины, королевы образованной и начитанной. В отделке залов присутствуют потолочные фрески, росписи, картины, мрамор, лепнина, вазы в этрусском стиле.

Глобусы с картой мира и астрологическими знаками зодиака были подарены Фердинанду IV его кузеном Людовиком XVI, королем Франции.

Зал с коллекцией традиционных неаполитанских вертепов. Увлечение вертепом достигло своего наивысшего расцвета в Неаполе в 18 веке. Искусство создания вертепа развивалось благодаря увлечению короля Карла VII Бурбона и его супруги Марии Амалии, которые принимали непосредственное участие в устройстве рождественских композиций в своем дворце.

Карл VII отдавался этому занятию не только как приятной забаве, но и как истинному творчеству. Он собственноручно рисовал, лепил из глины детали фигур, вырезал ясли из пробкового дуба, а Мария Амалия с принцессами шили одежды для персонажей. Вступив в 1759 году на престол Испанского королевства, он перенес туда этот неаполитанский обычай.

Вертепная семейная страсть передалась и последующим неаполитанским королям. Итальянское название вертепа (presepe) происходит от presepio – ясли, кормушка. Обычай их создания восходит к сакральным театрализованным представлениям, исполнявшимся в рождественский период еще в 10 веке. «Вертепный театр» по сей день в рождественский период собирает в Королевском дворце Казерты толпы любопытствующей публики.

В вертепе дворца представлено множество фигурок животных, в том числе целые стада буйволиц – черных и белых, именно тех буйволиц, которые славятся несравненным качеством своего молока, из которого делают знаменитую «моццареллу».

Среди фигурок вертепа присутствуют даже глиняные скульптуры в натуральную величину, наряженные в праздничные одежды сицилийских крестьян.

Заканчивается экскурсия по Королевскому дворцу небольшой картинной галереей с портретами членов королевской семьи и «Залом аллегорий». Портрет Мюрата отсутствует, за то, что он в условиях крушения наполеоновской империи решился на измену, и был расстрелян 13 октября 1815 года по приказу короля Фердинанда IV Бурбона.

Впечатления от Королевского дворца остались неоднозначные. Его размах и мощь, роскошь и великолепная отделка, особенно потолочная, впечатляют. А как место проживания королей дворец вообще не воспринимается. Просто, огромный, наполненный интересными экспонатами, музей.

Историки и искусствоведы настаивают на полноценном восстановлении этого роскошного творения итальянских архитекторов и скульпторов, в связи с чем дворец в ближайшем будущем скорее всего будет закрыт для посетителей. Кто может подождать, лучше, видимо, подождать и посетить дворец после его реставрации, а у кого нет времени ждать, поспешите оценить эту великолепную красоту лепного и скульптурного искусства.

Читайте также:

bottom of page