top of page

Парк Королевского дворца в Казерте

Казерта лежит в стороне от туристических маршрутов, поэтому сюда доезжают только искушенные путешественники, чтобы посмотреть дворцово-парковый ансамбль неаполитанских Бурбонов, правивших Королевством Неаполя и Обеих Сицилий в 18-19 веках. Мы давно планировали посмотреть Королевский дворец (Reggia di Caserta), но не хотелось это делать в спешке за один круизный день. Хотя из Неаполя в Казерту ходят электрички (время в пути – 40 минут, стоимость билета – 3 евро). Дворец расположен в 5 минутах ходьбы от ж/д вокзала Казерты. Наше посещение Королевского дворца в Казерте стало частью после круизной программы на MSC Opera по дороге на остров Искья. Круиз заканчивался в Ливорно, добирались до Казерты электричками с пересадкой в Риме. Ориентировочное время в пути из Рима в Казерту – от 1:08 до 2:40 часов в зависимости от вида электрички. Чтобы не спеша погулять по огромному парку и не торопясь осмотреть дворец, мы забронировали на одну ночь Hotel New Baby***. Билет во дворец и парк стоит 12 евро (вход центральный), если только в парк – 8 евро (вход справа через Corso Giannone). До 18 лет – вход бесплатный, с 18 до 25 лет – за полцены. Дворец открыт с 8:30 до 19:30, выходной вторник. Многие приезжают в Казерту только ради парка, украшенного прекрасными скульптурными композициями и водными каскадами. Во дворце, конечно, много красивого (о нем я расскажу в следующем посте), но виды, открывающиеся во время прогулки по парку, значительно перекрывают впечатление от дворца.

По парку можно передвигаться различными способами, например, взять велосипед (4 евро), или электровелосипед (6 евро/час), или велорикшу (13 евро/час), или по королевски (50 евро/час) прокатиться в карете. Если ходить пешком, то придется преодолеть путь в 3 км до верхнего фонтана и столько же обратно. Мы выбрали автобус-шаттл (2 евро), который курсирует каждые 20-30 минут и довозит до самого верхнего фонтана Дианы и Актеона, там же – вход в Английский сад.

В Английский сад мы просто заглянули – нам он показался обычным лесопарком. Правда, если зайти подальше, то можно посмотреть купальню Венеры, украшенную круговой галереей со скульптурами. Английский сад или «Bosco vecchio» (старый лес) создал английский ботаник Эндрю Грейфер.

Работы по возведению Английского сада начались в 1785 году по заказу королевы Марии-Каролины, жены Фердинанда IV, которой порекомендовал его создать английский посол лорд Гамильтон: «Ну, что вы, дорогая, в Европе сейчас это очень модно». Королева Мария-Каролина выделила на обустройство Английского сада свои собственные деньги. Ей очень хотелось, чтобы он не уступал Малому Трианону в Версале, владелицей которого была ее сестра, королева Франции Мария-Антуанетта.

Проектированием грандиозного по размерам Королевского парка (120 га) занимался придворный архитектор неаполитанских Бурбонов, крупнейший в Италии представитель позднего барокко, Луиджи Ванвителли. По задумке архитектора, вдохновленного планировкой европейских резиденций того времени, и в первую очередь Версаля, парк должен был сочетать традиции итальянского сада эпохи Возрождения с французским ландшафтным дизайном. Но из-за смерти Луиджи Ванвителли этот проект так и не был осуществлен полностью. Его сын Карл, завершавший строительство, вынужден был упростить план отца из-за недостатка финансирования, количество фонтанов каскада сократили с 19 до 6, французский сад во всей своей красе так и не был создан.

Тем не менее, композиция Королевского парка выглядит гениально. Главный его шедевр – это фонтан «Диана и Актеон», в котором созданы две скульптурные группы, разделенные водопадом, символизирующим жизнь и очищение. Согласно легенде, охотник Актеон подсматривал за купающейся в окружении нимф богиней, за что был превращен в оленя и растерзан своими же собственным собаками. Справа – разгневанная Диана, богиня охоты и луны, в окружении своих служанок. Слева – Актеон, получеловек-полуолень, в окружении своих охотничьих собак. Некоторые собаки еще замерли в нерешительности, не понимая, то ли это их хозяин, то ли олень, а другие уже бросились на полуоленя.

Наверху видны псевдоруины, к которым можно попасть через Английский сад. Фонтаны в Казерте, в отличие от Версальских, работают постоянно, так как в них использован тот же принцип, что в и Петергофе, – вода сбегает с горы и падает водопадом в фонтан.

Согласно легенде, Диана воспитывалась вместе с Аполлоном, поэтому она прекрасно управляла колесницей, скакала на лошади и метко стреляла из лука. Обычные мужчины не выдерживали сравнения с ее любимым братом, и она, возненавидев их, решила остаться девственницей. «Пусть будет так, - сказал Зевс, - но при условии, что любой мужчина, бог или человек, умрет, если увидит молодую богиню нагой».

Богине Диане посвящены многие мифы. По одной из них, красивый юноша Актеон, родной внук Европы, был страстным охотником. Однажды Актеон с друзьями охотился вблизи Парнаса в лесах Киферона, не подозревая о том, что они являются владениями богини-охотницы Дианы. Был знойный полдень. Вся компания, пережидая жару, расположилась в густой чаще леса на отдых, а Актеон отправился на поиски родника с водой.

Взяв с собой своих собак, Актеон углубился в лес. Неожиданно он оказался в цветущей долине, по которой тек ручей с кристально чистой водой. Ничего не подозревающий юноша решил подняться наверх, чтобы взглянуть на родник, из которого брал начало ручей.

Между тем в гроте у родника расположилась с нимфами сама Диана, решив искупаться. Нимфы уже освободили ее тело от доспехов, лука и колчана со стрелами, сняли сандалии и, завязав длинные волосы узлом, начали снимать золотой хитон с ее плеч, когда у входа в грот возникла фигура юноши. Громко вскрикнув, нимфы мгновенно укрыли обнаженную девушку, но было поздно. Актеон увидел прелестное тело юной богини, за что должен был понести жестокое наказание.

Диана пожалела юношу, она не казнила его, а превратила в прекрасного оленя. Актеон слишком поздно понял, что произошло. По виду прекрасной девушки он сразу узнал богиню, но в следующий момент почувствовал тяжесть на голове и странное ощущение в руках и ногах. Он бросился бежать и остановился только в долине у ручья.

Посмотрев на свое отражение в воде, Актеон понял, что богиня превратила его в оленя. Тут появились его псы, учуяв оленя, живо набросились на него и разорвали.

Когда через несколько часов друзья отправились на поиски пропавшего Актеона, они нашли прекрасного оленя, задранного собаками, но так никогда и не узнали, как ужасно погиб их товарищ, единственный из смертных, увидевший божественную красоту Дианы. Диана очень сожалела, что бедный юноша безвинно погиб, и попросила богов подарить ему созвездие. Так на небе появилось созвездие Гончих Псов.

А мы спускаемся к следующему фонтану, посвященному истории любви Венеры и Адониса. В изобразительном искусстве (Тициан, Рубенс) и литературе (Лафонтен, Шекспир, Лопе де Вега, Пушкин) миф об Адонисе и Венере является одним из самых востребованных. Только за эпоху Возрождения создано более 200 картин, изображающих разные моменты великой любви и отступающей перед ее силой смертью.

Мраморная скульптура «Гибель Адониса», выполненная великим итальянским мастером Джузеппе Маццуола в 1700-1710 годах, выставлена в одном из залов Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Картина Тициана «Венера и Адонис» выставлена в музее Прадо в Мадриде.

По легенде, богиня любви Венера влюбилась в сына царя Кипра – прекрасного юношу Адониса, превосходящего красотой всех смертных. Она не расставалась с ним, а покидая его иногда на время, просила быть осторожным, избегать кабанов. Однажды, на охоте, собаки Адониса напали на след огромного кабана и устремились за ним в погоню. Адонис уже готовился поразить зверя копьем, но кабан бросился на него и нанес ему смертельную рану.

Узнав о смерти Адониса, Венера пошла в горы Кипра искать тело любимого. Острые камни и шипы терновника изранили ее нежные ноги, а там, где падали на землю капли крови, всюду вырастали пышные розы, алые, как кровь Венеры. С тех пор алая роза считается символом вечной любви.

Найдя тело Адониса, горько плакала Венера, пряча его тело в зарослях лука-латука, который и по сей день приносит слезы всем, кто дотрагивается до него. Чтобы навсегда сохранилась память об Адонисе, Венера с помощью нектара вырастила из его крови нежные алые цветы, которые позже назвали Adonis. Сегодня Adonis – ценное лекарственное растение, которое применяется при заболеваниях сердца и является незаменимым сырьем для получения таких известных препаратов, как Адонизид и Адонисбром.

Зевс сжалился над горем Венеры и велел отпускать Адониса каждый год на землю из печального царства теней умерших. С тех пор прекрасный Адонис воскресает каждую весну и умирает каждую осень. Так в мифе об Адонисе отразилось представление древних людей о ежегодной смене времен года.

Скульптурная композиция фонтана была создана из белого каррарского мрамора и представляет собой сцену, когда Венера, мучимая нехорошим предчувствием, умоляет Адониса не идти на охоту. Над ними вьются амуры, собаки застыли в ожидании хозяина, а дикий кабан уже поджидает свою жертву.

Завершает каскад фонтанов – богиня Церера в окружении нимф, амуров, тритонов и двух мужских фигур, символизирующих сицилийские реки Анапо и Аретуза. Согласно мифам, Церера была великой богиней земледелия и плодородия земли. Она давала рост всему, что произрастало на земле, посылала плодородие полям и покровительствовала земледельцам.

Скульптурная композиция напоминает о том, что Королевство Обеих Сицилий включают в себя, собственно, и саму Сицилию. Именно поэтому богиня Церера держит в руках медальон с Тринакрией, символом Сицилии.

Будучи в Сицилии, мы обратили внимание на необычный символ на их флаге и такие же сувениры-магнитики. Этот своеобразный треугольник, образованный тремя ногами, согнутыми в коленях, и головой горгоны Медузы в его центре, и есть Тринакрия. Остров Сицилия имеет вид треугольника, а на каждом из его углов находится мыс: на Западе – Лилибео, на Востоке – Пелоро, на Юге – Пассеро. Каждая из ног на Тринакрии символизирует именно эти мысы. Название герба Сицилии происходит от древнего названия острова. Тринакрия, так называли Сицилию древние греки.

В бассейнах парка водятся огромные карты-попрошайки, прикольно чмокающие губами, поглощая куски булки от туристов, при этом не забывают позировать на камеру.

По балюстраде со скульптурами и вазонами мы спускаемся к фонтану «Эол». Среди скульптур балюстрады попадаются мужские фигуры с корзинами, изображающие строителей Королевского дворца.

Мраморный фонтан «Эол» представляет собой экседру, окруженную гротами, в которых живут разные ветры. Идея создания фонтана основана на эпизоде из поэмы Вергилия «Энеида».

Однажды повелитель ветров Эол сидел на вершине огромной скалы и с отвращением взирал на расстилавшееся перед ним спокойное море. Он всегда здесь сидел после того, как ему удавалось загнать ветры в пещеру у подножия скалы. Эол держал их под замком и выпускал на свободу только по собственной воле или по приказу богов.

В этот время с неба стремительно спускалась богиня Юнона. За многие годы Эол научился по первому ее слову определять, чего она хочет от него добиться. «Если скажет: Милый Эол, то это какой-нибудь пустяк, если – Владыка, значит дело у нее исключительно важное».

«Владыка, отпусти ветры на волю, пусть они взбаламутят море, ибо в Италию направляется враждебный мне род», произнесла Юнона. Эолу надоело слушать, как ветры скулят в пещере, как звенят цепи, сковывающие их по рукам и ногам. Ему любо было видеть удаль своих подопечных и вспомнить о собственной буйной молодости.

«Будет сделано, владычица», – сказал Эол и, гремя связкой ключей, поплелся к пещере. Так, Эол выпустил на волю все подвластные ему ветры, нагнав страшную бурю на героя Троянской войны Энея.

К сожалению, скульптурная композиция фонтана не была завершена. Сегодня мы видим из задуманных 54 только 28 скульптур Ветров, вырывающихся из своих пещер на волю, а скульптуры Эола и Юноны на повозке, запряженной павлинами, так и не были созданы.

Последний скульптурный фонтан называется «Дельфины». Три морских чудовища извергают воду со скалистого уступа. Неужели это дельфины?

Длинная линия каскадов и фонтанов заканчивается фонтаном «Маргарита», который удивляет своей простотой, но его сооружение пришлось уже на момент чрезвычайной нехватки средств.

По замыслу Луиджи Ванвителли, этот участок, называемый «партером», должен был представлять регулярный французский сад с узорными клумбами, скульптурами и фонтанами, как в Версале. Сегодня фонтан «Маргарита» в окружении леса и нескольких скульптур выглядит весьма скромно.

Впечатления от парка остались смешанные, размах действительно королевский, но чувствуется, как будто не хватает средств. Конечно, это далеко не Петергоф, но посмотреть безусловно стоит.

Осмотрев фонтаны парка, мы вышли к Королевскому дворцу. Выглядит здание довольно аскетично, но внутреннее убранство ставит его в ряд лучших королевских дворцов Европы, но об этом я расскажу в следующем посте.

Читайте также:

bottom of page